logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
К другим материалам
Полтысячи под крылом

Пилот из Швейцарии Мишель Сигель выжал из параплана все. Он провел в небе 11 часов, установил новый мировой рекорд и пролетел 551 километр. Это на 75 километров больше прежнего рекорда.

У Мишеля фактически не было выбора. Он родился в семье парапланеристов. Его предки не просто умели поймать ветер, они учили этому других. Родители Мишеля основали одну из первых школ парапланеризма в Швейцарии. И у него самого, само-собой, с самого детства был крошечный планер. Но по-взрослому он начал летать только в 15. Что называется, с полным погружением. Причем, с каждым следующим годом он проводил «на суше» все меньше времени. И не зря – в 2017-ом стал чемпионом Кубка мира по парапланеризму. А в следующем 2018 году состоялся тот самый памятный перелет в Бразилии, который обеспечил ему титул мирового чемпиона.
Мишель совсем молод, все рекорды у него впереди. А пока он изучает географию и спорт в Бернском университете, занимается исследованиями и разработками безупречного параплана, маркетингом и коммуникациями.

Парашют-крыло

Парашютпланирующий изобрел Стив Снайдер. Причем, было это всего лишь 60 лет назад! Но даже за этот крошечный временной отрезок спортивная дисциплина, как и сам параплан прошли долгий путь технологической эволюции. Рывок обеспечили… лыжники. Это они в 70-х попробовали слететь с горы, используя парашют-крыло. И стали прародителями Para-ski. Но главное – запустили цепочку перемен, благодаря которым крыло удлинилось, увеличилась его площадь, а стропы напротив – стали значительно тоньше. Наконец, спустя еще целое десятилетие появились парапланы привычной нам эллипсовидной формы. Это уже была серьезная аэродинамика! Совершенно иной принцип.

Стропная система парашюта вся построена на перегрузках в момент раскрытия парашюта. На параплане же нагрузка на стропную систему статическая, помягче. Тут важнее не бороться с разрывом всего и вся, а обеспечить надежное и максимально долгое планирование. Технологи верно поняли заказ спортсменов. И вот уже появились полутора миллиметровые стропы, которые выдерживают одного-двух крепких парней. Про ткань и говорить нечего – она легче бумаги, 42 грамма на метр.

Еще несколько цифр. Гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп обеспечивает плавную скорость снижения меньше 1 м/с. Причем, на метр «вниз» приходится до 10 метров «вперед». Да и в целом параплан оказывается весьма легким и маневренным – собирается быстро, весит буквально 10 килограмм, а то и меньше.

Дальше дело техники. Набегающие потоки воздуха наполняют мягкое крыло, появляется подъемная сила, для движения вниз и вперед помогает сила тяжести спортсмена и его «крыла». Строго говоря, потери высоты происходят только из-за сопротивления воздуха. А сопротивляется все - крыло, стропы, пилот. Поэтому высоту приходится загодя запасать. С другой стороны, такое уж устройство у параплана – он планирует, то есть непрерывно расходует высоту.

И тут развилка. Можно безопасно «падать», а можно «парить», ловя и снова теряя восходящие потоки воздуха. Умеючи, по силам часами оставаться в воздухе, не теряя НЗ по высоте.

Параплан с мотором

Русские любят долго запрягать, а потом очень быстро ехать. Парапланерный спорт много лет оставался в России в загоне. «Крылья» использовались устаревшие, летали единицы, профессионалов было совсем мало, дальность полетов – слезы. После десятилетий отставания – резкий прорыв. И крылья адаптировали, и профессионализма набрались.

А главное – появились азарт и желание всем доказать свою лидерскую стать. Особенно в этом деле продвинулись Федор Конюхов и Игорь Потапкин. После того, как Конюхову надоело быть самым-самым в море, он отправился в небо. И довольно быстро стал первым номером и там. В частности, установили новый мировой рекорд по дальности беспосадочного полета.

Правда, он не стал полагаться на ветер. Конюхов летает на параплане с мотором. И это, говорят, намного более опасный вариант. Нагрузка на крыло значительно больше – вот опасные режимы полета по сравнению с безмоторным и проходят сложнее. А сильный ветер – так вообще путешественнику смерть. Мотопараплан любит штиль, слабый ветер, полное отсутствие или слабую термическую активность. Впрочем, если обратиться к технологии движения – объяснения приведут к полному непониманию. Оцените, «тяга, создаваемая парамотором, приложена к подвесной системе пилота, которая сильно удалена от крыла по вертикали, в результате получается крутящий момент в системе пилот-крыло, напрямую зависящий от силы тяги». Если по-русски, можно и раскачать, а можно и рухнуть.

Аэродуэт Федора Конюхова и Игоря Потапкина – союз асов. Они ни за что не рухнут. Партнеры уже ставили мировой рекорд дальности беспосадочного перелета – когда-то это было всего лишь 408,5 км. Потом некий поляк Кшиштоф Ромицки их превзошел, преодолев на мотопараплане 427 км за раз по маршруту "Краков – Закшево". Теперь статус-кво восстановлено. За 13 часов и 17 минут российские пилоты преодолели дистанцию в 1039,7 км по маршруту город Усмань, Липецкая область – село Баклазан, Чеченская республика. И стали как Мишель Сигель в своем, безмоторном виде парапланеризма, лучшими в мире. Только – с мотором.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться