Для альпинистов горы – это преодоление себя на пути вверх. Для велосипедистов, исповедующих даунхилл, вершина – лишь повод победить «физику» в рискованном падении вниз. И у обоих лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал.
Даунхилла – возможно, самый молодой раздел велоспорта. Первые организованные покатушки вниз с горы датируются 1970-ыми. А к концу десятилетия дошло и до первых соревнований в Калифорнии.
Линия обрыва
Поначалу экстремалы гоняли на обычных великах с обычных холмов. То есть забирались повыше, отыскивали тропку поизвилистее и ухали вниз что было сил. Безусловно, свой поток адреналина ребята себе обеспечивали и так. Вот только соревноваться не пойми, где затруднительно. Азартным требовались трассы, где трамплины бы сочетались с этапами радикальных спусков, а резкие повороты – с преградами. И чтобы обязательно все это было тщательно прописано, высчитано и продуманно, чтобы всех участников скоростного спуска обратить в одинаковые условия.
Сказано – сделано. Перекопали избранные горы, сделали себе из доступной дорожки The Long and Winding Road, как сказали бы Битлы. А тут и технари подсуетились – усилили раму велосипедов, поставили амортизаторы на обоих колесах, упрочили тормоза. Аудитории понравилось - желающих себя, а не велосипед, проверить на прочность стало на порядок больше. Как и число происшествий, травм и увечий. Пришлось для этих неугомонных велосипедистов пошить специальные костюмы, защитные жилеты, спроектировать шлемы и наколенники.
Конечно, все эти усилия не уберегли спортсменов от травм вообще. По данным медицинского исследования Enduro Mountain Bike Medical Study по-прежнему бьется около 10% участников скоростных спусков. Однако, масштаб их увечий стал значительно более скромным. В списке пострадавших частей тела такие полезные отделы, как голова, плечи и руки.
Контролируемое падение
Опытные велосипедисты утверждают, что практиковать даунхилл не сложнее, чем спускаться с горы пешком. Нужно только подобрать правильное снаряжение, да отточить тактику. Ну и разобраться с концепцией скоростного спуска. Он и впрямь отличается от езды по равнине ровно также, как ходьба под уклон или по прямой. На ровной поверхности пятка соприкасается с землей – она и поглощает удар. Стопа же просто присоединяется к движению. Свод стопы изгибается, чтобы перенести масс тела вперед, а пальцы отталкиваются для следующего шага. Так что, по сути, ходьба - контролируемое падение. Как и скоростной спуск на велосипеде.
Базовые вещи нужно знать. С 1990 года, когда состоялся первый чемпионат UCI Mountain Bike Championship, дунхилл – официальная спортивная дисциплина, в которой есть свои звезды, рекордсмены и победители. Кстати, в первом чемпионате в Дуранго (штат Колорадо) лучшим стал Грег Херболд.
Что характерно, Грег пользовался новым типом велосипедов, нацеленным только на скоростной спуск. Подниматься на таком велике тяжело – подвеска затрудняет движение педалей под нагрузкой. Лучше на горку взлетать на подъемнике. Зато специальный спортивный снаряд для управляемого падения с горы более устойчив во время резких поворотов на высоких скоростях.
Конструкция этого двухколесного средства передвижения ближе всего к уже привычному мотоциклу эндуро. Только значительно легче. Обычно не больше 20 кг. И это несмотря на то, что в них все усиленное – обода, рама, тормоза, поршневые амортизаторы.
За кем несетесь?
Удивительно, но самая высокая на велосипеде зафиксирована на равнине. Фред Ромпельберг из Нидерландов так раскрутил педали своего велосипеда специальной конструкции, что разогнался до 268,83 км/ч. Правда, двигался он в «воздушном колоколе» от идущей впереди машины. А его байк был снабжен двойной системой - большая передняя звезда крутила маленькую, к которой была приварена вторая большая звезда с цепью, ведущей к заднему колесу.
Что касается скоростного спуска с горы, то тут абсолютный и недосягаемый рекордсмен – француз Эрик Барон. Для того, чтобы быстрее всех землян скатить с горы со скоростью 223,3 км/ч, ему пришлось заказать уникальный спортивный снаряд. Его долго и мучительно продумали в аэродинамической трубе, чтобы добиться абсолюта, раму изготовили из карбона, поставили разные колеса – заднее на 29'', а переднее на 27,5'' и дисковые вентилируемые тормоза. Костюм этого гонщика, естественно, тоже был не рядовой.
И все же интереснее рекорд другого спортсмена, австрийца Макс Штокла. Этот парень разогнался на двухкилометровой трассе с уклоном в 45 градусов «только» до 210,4 км/ч., зато сделал это на вполне себе серийном байке Intense M6. Что характерно, спортсмену пришлось на все время заезда (а это 40 секунд) задержать дыхание, чтобы избежать запотевания смотрового окошка его аэродинамического шлема. И он справился, стал настоящим героем даунхилла.