Спортсменов в командных играх, как правило, объединяет мяч. Какой азарт ради крошечного кусочка кожи! А задумывались ли вы о том, что в разных уголках мира роль мяча в древности (а кое-где и сегодня) исполняли совершенно невероятные объекты. Например, туша козла.
Национальная игра «Перетягивание козла» – это своего рода спортивная подготовка конных воинов к реальным сражениям. Подобные бои до сих пор устраивают по всей Центральной Азии, только называют их по-разному. У алтайцев – кок-бору, у казахов - кокпар, у киргизов - улак-тартыш, у афганцев и таджиков – бузкаши. Этакая мужская игра для всадников-атлетов.
Мир човандозов
По правилам игры воины-спортсмены (човандозы) охотятся за обезглавленной тушей козла (бывает, и теленка). Ее вбрасывают в круг, а каждый участвующий в соревновании всадник норовит схватить эту тушу с земли, провезти ее через все поле и бросить за «воротами». Обычно схватки становятся частью празднования нового года иранских народов – Навруза. А в качестве приза разыгрываются всякие ценности, от ковров до верблюдов или автомобилей.
В этом поло без клюшки и мяча участвуют настоящие мачо, ведь тут как в американском футболе – нет места интеллигентской сдержанности, только нахрапистость, сила, умения и даже… готовность хлестнуть противника плетью.
Говорят, воины Чингисхана принесли игру во все страны, где побывали их кони. А французский писатель Жозеф Кессель романтизировал эту версию в романе «Всадники». Так или иначе, игра до сих пор популярна у самых разных народов Азии и, кажется, она совершенно не изменилась.
И тогда, и сейчас, в этой игре участвуют только искусные всадники, «выросшие» на лошади и способные позволить себе счастье стать обладателем породистого скакуна. Как правило, лошадей «выращивают» под себя из годовалых жеребят. Но есть и успешные бойцы, которые покупают титулованного коня по цене крутого внедорожника.
Пять тренировочных месяцев
Лошадь в этой игре – половина успеха. И дело тут даже не в породе. Годятся и орловские, и локайские, и прибалтийские, и таджикские, и новокиргизские рысаки. Конечно, тяжеловесам чуть легче таскать тушу наездника и тушу козла, зато маленьким удается быстрее форсировать игровое поле.
Самое важное – подготовка. Потому и тренируют коня чуть ли не основательнее самого наездника. Начинается все с особой диеты. Интересно, догадывается ли красавец-конь, за что его больше месяца щедро, что называется, «от пуза», кормят ячменем, морковкой, да зелеными яблоками? Как бы там ни было, конь довольно быстро становится счастливым и «горячим». Он и правда словно бы «загорается» - настолько лоснятся его бока. Задача довести его до такого состояния, чтобы вода с холки стекала по позвоночнику, не растекаясь по бокам. Как только конь достигнет стадии «непроливайки» - пора начинать тренировку мускулатуры и дыхания.
Поначалу трудность подготовки «не считывается». Подумаешь, конь гуляет вокруг столба под названием яккамех («один гвоздь»). И так две недели кряду. Еще полмесяца коняжка тихим шагом отбредает все дальше и дальше от дома. Когда же животное становится достаточно выносливым, его отправляют на учебные скачки. Это почти бузкаши, только понарошку. Участников мало, ведут они себя корректно. Да и задачи победить еще не стоит. Важнее – приноровиться к ноше, к седоку и к другим участникам процесса. Так проходит осень. К началу ноября конь обычно «созревает» для участия в настоящей каше-малаше.
Суровое сражение
В назначенный день холмики, обрамляющие ровную площадку, становятся зрительскими рядами – для этого наблюдатели приносят с собой ковры и матрасы. Сама равнина примеряет роль арены. На стадионный вариант большого футбола это не очень похоже. Прежде всего, отличаются ворота и их расположение. Две длинные палки или пара шин внизу – для начинающих, пара шин или даже просто круг на пригорке - для профессионалов. Вот и вся инфраструктура. Зрители запасаются «попкорном» - самсой и напитками. Човандозы топчутся по краям, готовятся вырвать удачу из рук соперников.
После условного сигнала козлиную тушу вбрасывают в нижние ворота. Временами на этом все и заканчивается, потому что какой-нибудь ушлый всадник успевает первым рвануть и уволочь добычу (пятилетнее животное килограмм на 70) к верхним воротам, чтобы сорвать весь куш. Самые дерзкие при этом умудряются еще и погарцевать, чтобы завоевать симпатию зрителей. А могут еще и для острастки полоснуть кнутом противников.
Впрочем, обычно завязывается нешуточная борьба и потасовка. Среди опытных нет медлительных мечтателей – все участники действа готовы действовать молниеносно и жестко. Временами човандозы сколачивают группки по три-пять человек. Один нападает, остальные теснят соперников, открывая ему дорогу к воротам. С начинающими проще – им достаточно забить «гол» в нижние ворота.
Сражения нередко затягиваются на весь световой день, а обычно игра длится пять-шесть часов. И так несколько дней подряд. Спонсоры подзуживают своих, обычно небогатых бузкаши. Для спортсменов это не просто демонстрация силы и ловкости, но и чуть ли не единственный способ заработка. По результатам игры участник получает от спонсора коня и премиальные. И начинает готовиться к следующему сезону. А зрители еще много месяцев потом пересказывают самые горячие моменты игры.