В этом материале читайте об идее доступного автомобиля, возрождения завода из руин, судьбу самой узнаваемой модели «Жук» и перспективах развития Volkswagen завтра.
Противоречивое начало: Автомобиль для людей?

Невозможно говорить о зарождении Volkswagen, не признав очевидного: его истоки уходят корнями в нацистскую Германию 1930-х годов. В то время она переживала тяжелый экономический кризис. Первая мировая война истощила всю европу, в том числе и ее зачинщика. По результатам Версальского мирного договора 1919 года Германия была обязана выделить странам Антанты 269 млрд золотых марок (3–4 трлн долларов в переводе на современные деньги). Все это ударило по материальному и моральному состоянию немцев, средний уровень жизни был довольно низким.
Обещая вывести страну из кризиса и восстановить честь немецкого народа, к власти пришла Национал-социалистическая партия. В начале пути многие ее программы были направлены на улучшение качества жизни. Одна из насущных задач того времени – создание простого и доступного автомобиля, которым могла бы владеть среднестатистическая немецкая семья. Volkswagen буквально означает «Народный автомобиль» (Volk + Wagen). Разработать его было поручено легендарному инженеру Фердинанду Порше. Он придумал узнаваемый и практичный дизайн – компактный размер, заднее расположение двигателя и обтекаемая форма всей конструкции экономили производственные ресурсы и значительно снизили итоговую стоимость машины. Даже в суровых условиях усовершенствованная система охлаждения обеспечивала бесперебойную работу автомобиля в течение нескольких часов.

«Народный автомобиль» можно было приобрести по сберегательному плану за 990 рейхсмарок — по цене небольшого мотоцикла. При таких расценках производство уходило в минус. Чтобы сохранить его, правительство создало программу сбережений, по устройству похожую на льготные условия кредита. Но из-за начала войны в 1939 году ни один из участников программы так и не получил автомобиль.
Послевоенный феникс
Еще на заре проекта специально под производство машин нового типа построили огромный завод, впоследствии вокруг него вырос город Вольфсбург. Во время войны фабрика переключилась на военное производство, используя принудительный труд – самое темное пятно на репутации компании.
После войны сильно разбомбленный завод в Вольфсбурге оказался в британской зоне оккупации. Его судьба висела на волоске. Многие думали, что его списали. Но майор британской армии Айвен Херст (Хирст), назначенный ответственным за полуразрушеный завод, увидел в нем потенциал и добился возобновления производства, первоначально для обеспечения автомобилями британской армии. Он убедил власти не демонтировать завод и помог наладить сеть продаж.
В 1947 году в Ганновере состоялась первая послевоенная промышленная выставка – долгожданный дебют модели «Жук». В маленькой безобидной машине увидели мирное стабильное будущее и дали ей зеленый свет.
Beetle завоевывает мир
.jpg)
Вскоре контроль над производством был возвращен Германии, именно здесь история Volkswagen приобретает глобальный размах. Модель Type 1 за ее компактность в народе прозвали Beetle, то есть Жук, позже это название закрепилось официально. После войны она стала настоящей сенсацией. Почему? Это было дешево, надежно – двигатель с воздушным охлаждением был простым и выносливым, просто в обслуживании и экономично в расходе топлива.
В послевоенную эпоху, особенно на быстро развивающемся рынке США, Beetle стал символом контркультуры, практичности и мышления, направленного против истеблишмента. Маленькая машина идеально вписалась в эпоху хиппи, бунтующей молодежи, первых попыток человечества стать экологичнее. Маленький, эффективный автомобиль нашел свою нишу и практически не менялся из года в год. На такой машине вряд ли будет комфортно часами ехать по трассе в соседний город, но для своих задач она идеальна.
Еще один секрет успеха Volkswagen того времени – остроумные рекламные кампании маркетинговом агентстве DDB. Они придумывали честные и лаконичные лозунги, часто ироничные и смешные. Например, заняв второе место в рейтинге, они предлагали такой слоган «Мы стараемся усерднее, потому что мы на втором месте». Умение посмеяться над собой и сделать это стильно подкупало публику. В умелых руках очевидные недостатки автомобиля стали его сильными сторонами. Кампания была настолько успешной, что не просто увеличила продажи, но сформировала пожизненную лояльность к бренду
Построение империи

Начиная с 1980-х годов, под амбициозным руководством Карла Хана, а позднее Фердинанда Пьеха, внука Фердинанда Порше, Volkswagen начал активно масштабироваться. К миллениуму Volkswagen из производителя доступных автомобилей превратился в гиганта международного рынка. Под крыло Volkswagen вошли именитые автомобильные компании по всему миру: Audi, SEAT, Porsche, Lamborghini, Bentley, Bugatti, Scania, MAN, Škoda – и это не исчерпывающий список!
Расширение позволило Volkswagen Group конкурировать практически во всех сегментах автомобильного рынка – от бюджетных городских автомобилей до суперкаров и тяжелых грузовиков. Остался ли при этом Volkswagen верен своим корням «Народного автомобиля»? Это спорный вопрос. Škoda и SEAT по-прежнему ориентированы на массовый рынок и предлагают относительно доступные и практичные автомобили. Но в огромной корпорации есть и широкая линейка люксовых автомобилей, рассчитанных на совершенно другую аудиторию.
Электрическое будущее и другие трудности
После Дизельного скандала 2015 года, когда вскрылись нарушения нормы выбросов вредных газов и непрозрачная отчетность по экологическим вопросам, Volkswagen вложил миллиарды в электрификацию. В Германии особенно внимательно следят за экологической обстановкой, этот скандал нанес существенный урон репутации компании и снизил стоимость ее активов. К счастью, новое сверхсовременное семейство электромобилей ID безупречно экологически чисто.
В модельном ряде ID уже есть хэтчбек, компактный внедорожник, купе-внедорожник и седан с электроприводом – Volkswagen постепенно переводит на новое топливо всю сетку автомобилей. Планируется выпуск новых моделей, в том числе электромобилей меньшего размера и более доступных по цене. Несмотря на то, что Volkswagen был одним из первых автопроизводителей, активно внедряющих электромобили, конкуренция остается жесткой. Tesla по-прежнему доминирует на рынке, китайские бренды быстро продвигаются по всему миру, привлекая покупателей низкими ценами.
С момента своего неоднозначного появления на свет и невероятного глобального успеха Beetle, создания обширной мультибрендовой империи, преодоления последствий дизельного скандала, путь Volkswagen был каким угодно, но только не скучным. Сможет ли семейство ID поразить воображение всего мира, как это сделали Beetle или Golf, еще предстоит выяснить – это игра с высокими ставками. Volkswagen все еще пытается понять, что именно это значит «Народный автомобиль» в 21 веке. История показывает, что Volkswagen способен в самых разных условиях переосмыслить себя и найти способ установить контакт с миллионами водителей по всему миру.