Фильтры
На форум
В магазин
К другим материалам
Магритт: влияние сюрреализма на современное искусство
Продолжая тему роли времени в искусстве и одновременно рубрику, посвященную необычным часовым коллекциям, обратимся к истории Рене Магритта. Он заслуженно считается одним из самых влиятельных живописцев XX века. Картины Магритта сочетают в себе подрывное чувство юмора и поэтическую глубину, создавая визуальный опыт, который одновременно понятен и непостижим.

В этом материале: краткая история жизни Магритта, языковые игры, портреты без лица и две часовых коллекции от Swatch и KOMONO.

Трагедия и эскапизм

Рене Магритт родом из Лессина, Бельгия. Его детство было отмечено трагедией, во многом определившей его жизненный путь, – мать покончила с собой, когда Рене было всего 13 лет. Детская травма сильно повлияло на творчество художника, даже в поздних работах можно найти символы пережитого горя – женские тела в воде или фигуры с лицами, закрытыми тканью.

Магритт с детства занимался рисованием и после школы продолжил свое художественное образование в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Впрочем, учился он без энтузиазма. Все, что могли предложить профессора академии казалось ему устаревшим и скучным. В юности он испытал влияние импрессионизма, но по пути Моне и Писсарро не пошел – встреча с кубизмом перевернула его мир. Один из друзей Магритта познакомил его с картиной Джорджо де Кирико «Песнь любви». Магритт воспринял полотно как откровение, позже он описал это событие как «один из самых трогательных моментов в моей жизни: мои глаза увидели впервые». Современный подход к живописи как к изображению сущности идей, а не копирование натуры стал для Магритта основой творчества.

Встреча и прощание с сюрреализмом

Магритт обрел ориентиры в искусстве, но еще не был свободен – путь к творчеству преграждала необходимость заработка. До того как всерьез заняться живописью он успел недолго поработать чертежником на фабрике обоев, заняться плакатами и рекламой, отслужить в армии и жениться. Дизайнерский опыт несомненно был для него полезен. Под влияние плакатной графики сформировался его собственный почерк: лаконичная палитра, простые силуэты, простая, но надежная композиция.

В 1926 году Магритт создал свою первую сюрреалистическую картину «Потерянный жокей». Однако бельгийское общество не оценило странной картины с непонятным сюжетом. И после персональной выставки, не принесший ни славы, ни денег, расстроенный Магритт направился в мировой центр авангардного искусства того времени – в Париж.

В Париже Магритта быстро приняли как своего, он был принят в кружок сюрреалистов, подружился с Андре Бретоном, Сальвадором Дали.

Магритт, как и другие сюрреалисты, при выборе образов для картины полагался на невероятное и непостижимое. Но рядовым сюрреалистом он не был. В начале было разногласие в методе – в отличие от многих он не использовал автоматические техники, после – несогласие с личными убеждениями Бретона отдалило его от сюрреалистического кружка. Свой собственный стиль Магритт назвал «магический реализм».

Магритт нашел свой почерк, но путь к признанию был долог. Множество раз Магритт переезжал из города в город, из страны в страну. Ходят легенды, что в 40-х он зарабатывал на жизнь производством поддельных картин Пикассо и Брака — так приходилось выкручиваться в неурожайный послевоенный период. На некоторое время он даже отошел от художественной работы и пытался заняться бизнесом.

Успех настиг Магритта в Америке конца 50-ых. Арт-дилеры сделали Магритту имя, при этом сам он оставался в Европе. Впервые он посетил Соединенные Штаты в 1965 году и сразу приехал на открытие своей ретроспективной выставки в MoMA.

Видимое и скрытое

Метод Магритта описать несложно. Он реалистично изображает обычные предметы в необычных контекстах или неожиданных сочетаниях, создавая визуальные головоломки, которые бросают вызов пониманию реальности зрителями.

Магритт подчеркивает трудность сопоставления реального мира с нашими мысленными образами. В его работах используется ряд повторяющихся мотивов: яблоко, птица, человек в котелке, фрагменты тела. Изображение часто скрыто другим или неполно. На одних картинах традиционно главная часть объекта скрыта от зрителя или искажена – отражение в зеркале не открывает нам лица изображенного на картине человека, на других – предмет напротив гипертрофирован, как огромное яблоко, занявшее всю комнату. В своих работах Магритт сочетает два возможных уровня восприятия: зрительный и сущностный. Мир Магритта –  поле сомнений в существующем порядке вещей, попытка заглянуть за занавес обыденного.

Живописные полотна Магритт иногда сопровождает текстами. Одну из самый известных своих картин «Вероломство образов» он сопроводил эссе «Слова и образы». Подпись на картине с изображением трубки для курения гласит «Это не трубка» – парадокс. Маритт объясняет: предмет, его изображение и представление о нем – три разные реальности. Он ставит под сомнение надежность общепринятых символов, в том числе слов, поэтому хрупкий нелогичный мир его картин не может быть переведен в текст и истолкован однозначно. Его работы оказали влияние на семиотику, науку о знаках, которая активно развивалась как раз в 60-е, во время его популярности. «Предательство образов» можно считать программной работой, своеобразным манифестом и его творческого кредо.

Если обобщить основные темы, над которыми работает Магритт, получится следующий список:

  • Связь между словами и изображениями
  • Контраст между реальностью и репрезентацией
  • Таинственное и знакомое
  • Идентичность и восприятие
Пронзенное время

Среди работ первого порядка – серия «Империя света», на которой изображены ночные дома под ярким дневным небом, здесь он обращается к теме времени. Тематически «Пронзенное время» перекликается с серией. Эта картина – одна из нескольких, написанных для покровителя сюрреалистов Эдварда Джеймса. Он же изображен на более известной работе «Воспроизведение запрещено».

«Пронзенное время» написано для конкретной комнаты в доме Джеймса. Магритт надеялся, что Джеймс повесит картину у основания лестницы, чтобы поезд «пронзал» гостей по пути в бальный зал. Изображение повторяет интерьер гостинной, добавляя в него поезд, на полном ходу въехавший в камин. Над камином — большое зеркало, отражающее только часы и два светильника на каминной полке и пустоту пространства остальной залы.

Название «La Durée poignardée» буквально переводится как «Текущее время, пронзенное кинжалом». Здесь продолжается типичная для Магритта игра — изображение без ключа. Значение картины для каждого свое, можно лишь предположить одну из тысячи трактовок, но в любой из них чувствуется хичкоковский саспенс, нервное напряжение. Может быть, это вечер в гостиной, из-за нервного ожидания лишенный уюта, или возвестие быстрых и резких, как скорый поезд, неожиданных перемен? Выбор остается за зрителем.

Вдохновленные Магриттом

По случаю юбилея Магритта в 2023 часовой дом Swatch и фонд художника выпустили специальную коллекцию эксклюзивно для Бельгии. Первая модель посвящена картине «Вероломство образов». На лицевой стороне браслета изображен шедевр сюрреализма с надписью «Это не трубка. Это часы Swatch». На коробке в продолжение языковой игры написано «Это (не) Swatch». Серию продолжает модель, воспроизводящая еще один хит – картину «Сын человеческий». Необычный автопортрет Магритта, лицо которого закрывает огромное зеленое яблоко, первая ассоциация — райский запретный плод.

В то же время свое видение наследия великого художника на самом рынке представил бренд KOMONO.

Сюрреалистический стиль Магритта, похожий на сон, воплощён в шести уникальных дизайнах часов. Все часы оснащены уникальным ремешком с принтом одной из картин и тисненой подписью Магритта. Вы можете задать вопрос «Что это значит?», но на зеркальном циферблате не будет ответов, только ваше собственное лицо, отражающееся под стрелками.

Так наследие Магритта остается актуальным спустя полвека после его смерти. Несмотря на сравнительно поздний успех при жизни, он продолжает вдохновлять людей на творческие поиски и философские искания!


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Обсудить на форуме
Вход
Регистрация
Поделиться