
В этом материале читайте про культурное развитие Монако, Русские сезоны, российского автомобилиста начала прошлого века и гонки в горах.
Альбер и Алиса
Первое ралли организовали в 1911 по инициативе Альбера I принца Монако. Гонка была задумана не только как спортивное соревнование, но и как туристическая инициатива. Экономика Монако до сих пор тесно связана с туризмом.
Тёплый климат, красивая архитектура и низкие налоги привлекают состоятельных туристов со всего света. В Монако есть на что посмотреть – чего стоит одна только Опера Монте-Карло или Зал Гарнье, названный в честь знаменитого архитектора, автора Парижской оперы. Русские сезоны Дягилева, благодаря которым европа узнала русский балет, спонсировала княжеская фамилия Монако. Все звезды 1910-х от Шаляпина и Паваротти до Павловой и Нижинского побывали на этой сцене. Неудивительно, что Монако стало местом силы для великих артистов, строивших карьеру много позже, – Нуреева и Барышникова.
Культурный бум пришелся на время правления принца Альбера и его жены Марии Алисы Гейне. Альбер был человеком увлеченным и интересовался палеонтологией, археологией, океанографией и георгафией, был членом Британской академии наук, основал Океанографический музей и содержал несколько исследовательских яхт.
Алиса обладала деловой хваткой, намного опережающей ее возраст. Помогая своему мужу поставить княжество на прочную финансовую основу, она посвятила свою энергию превращению Монако в один из крупнейших культурных центров Европы. Марсель Пруст увековечил ее в романе «В поисках утраченного времени» в образе принцессы Люксембургской.
Ранние заезды
Итак, Альбер задумал организовать гонку. Очарование и чрезвычайная сложность ралли Монте-Карло связаны с его уникальным географическим расположением. Гонщики проходят по серпантинам из снега, льда и асфальта, петляющим через Альпы. Такая сложная местность требует не только превосходных навыков вождения, но и разработки продуманной стратегии, способности к моментальному анализу изменчивых обстоятельств. Непредсказуемость заезда и потрясающий фон, на котором происходит гонка – основные причины популярности маршрута.
Регламент проведения соревнований был составлен еще в 1909, первая гонка состоялась два года спустя. 23 экипажа стартовали из разных точек европы, до финиша добрались лишь 15. В первом заезде победил француз Анри Руже, ехавший из Парижа. Судейство того времени многим покажется странным: тогда оценивали не только очередность финиша, но и среднюю скорость автомобиля, его элегантность и комфорт пассажиров, отдельно оценивалась продолжительность маршрута, который был разным для каждого из участников.
Во втором ралли участвовал российский экипаж во главе с Андреем Нагелем, стартовавший из Санкт-Петербурга. Нагель прошел весь маршрут на автомобиле отечественного производства марки Руссо-Балт. Максимальная скорость его машины модели 1909 года составляла всего лишь 30 лошадиных сил, то есть около 22 км/ч. Гонка, конечно, была медленной по нынешнем стандартам, но не стоит забывать, что автомобили в целом появились не так давно, добраться до финиша по тем временам – уже немалое достижение. За успех в ралли Монте-Карло император Николай II присвоил Андрею Платоновичу орден Святой Анны.
Время гонок
Гонка традиционно проводится в январе и открывает календарь автомобильного спорта. Гонщики и их команды прибывают за несколько дней до старта, чтобы привыкнуть к уникальным погодным условиям Монако, где сочетаются средиземноморская зимняя прохлада и альпийский снег. Каждый день ралли тщательно спланирован и начинается задолго до рассвета, чтобы воспользоваться светлым временем суток с максимальной пользой. Ездить ночью по такому маршруту очень опасно. Изнурительный график требует от участников исключительной выносливости, а от команды техников – высококачественной подготовки автомобиля.
Культура
Зрелищность и драматическое напряжение ралли нашли отражение в кинематографе. В 1969 вышел фильм «Монте-Карло или Крах!», посвященный времени зарождения гонок. Он стал достойным продолжением комедии «Эти великолепные люди в своих летающих машинах» 1965 года, обратившейся к первым опытам в авиации. Рецензия The New York Times так охарактеризовала фильм: «... картина живая и часто забавная, поскольку водители держатся изо всех сил, а старые машины сигналят, сталкиваются и виляют. Едва ли можно найти поворот без аварии или путаницы».
Ралли Монте-Карло 1966 года запомнилось тем, что на фоне гонки происходило действие культовой кинокартины «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Трогательный и невероятно красивый фильм об истории любви гонщика покорил сердца многих. Главный герой фильма, по намекам создателей, мог быть даже победителем ралли. Помимо кино гонки 66-го запомнились настоящим скандалом. В тот год первые четыре финишера реальных соревнований в абсолютном зачете были дисквалифицированы за использования типа фар, не прописанных в технических требованиях к автомобилю, что, разумеется, активно обсуждали в прессе.
Проба технологий
Для автопроизводителей гонки – ключевая площадка демонстрации инженерного мастерства и инноваций. Победа в ралли Монте-Карло – престижная награда, которая мотивирует механиков расширять технологические границы своих автомобилей для создания более быстрых и надежных машин. Позднее технологические достижения, разработанные для гоночных машин, часто находят применение в автомобилях массового потребления. Гонки всегда стоят в авангарде автомобильной промышленности. Многие культовые бренды, как Mini Cooper, Audi и Ford, вписали свои имена в историю гонок, отстояв честь автогиганта на опасных трассах Монте-Карло.
Легендарная история ралли Монте-Карло продолжают вдохновлять и очаровывать целые поколения, от заядлых фанатов гонок до любителей хорошего кино. По мере того как инновации в технологиях и средствах массовой информации меняют отношение к спорту, суть ралли Монте-Карло — сближение человека, техники и природы - становится более актуальной, чем когда-либо.