Кругосветка прошла долгий и увлекательный путь, эволюционируя вместе с развитием технологий и меняющимися целями путешественников. В этом материале разберемся, как и зачем путешествовали в разные времена.

Первые шаги вокруг Земли
Первые кругосветные путешествия неразрывно связаны с эпохой Великих Географических Открытий. XV-XVII века вошли в историю как время смелых морских экспедиций, стремившихся найти новые торговые пути и расширить границы известного мира.
Первые кругосветные плавания были продиктованы в первую очередь практическими соображениями — поиском новых торговых путей в обход конкурентов и расширением колониальных владений. Плавание в те времена было сопряжено с огромными трудностями и опасностями. Несовершенные навигационные приборы, неточные карты или вовсе их отсутствие, болезни, штормы, нехватка продовольствия и пресной воды делали кругосветку подвигом, доступным лишь самым отважным и выносливым.

Имя Фернана Магеллана навсегда вписано в историю как имя человека, чья экспедиция впервые доказала, что Земля круглая. Португальский мореплаватель на службе испанской короны изначально отправился на запад в поисках пути к Молуккским островам, богатыми в то время очень дорогими специями. Несмотря на гибель Магеллана на Филиппинах, его команда под руководством Хуана Себастьяна Элькано продолжала двигаться на запад, спасаясь от преследования португальцами. Во время плавания погибла большая часть команды, всего 18 человек из примерно 250 достигло берегов Испании в 1522 году. Экспедиция длилась 3 года и случайно стала первым кругосветным путешествием в истории.

Английский пират Френсис Дрейк стоял во главе второго кругосветного плавания. Его экспедиция преследовала политические цели — ослабление влияния Испании в Тихом океане. Дрейк прошел через Магелланов пролив, разграбил испанские колонии на тихоокеанском побережье Америки и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Англию, где был удостоен рыцарского звания.

Кругосветка как научное исследование
XVIII-XIX века ознаменовались развитием науки и технологий, что не могло не отразиться на кругосветных путешествиях. Экспедиции стали более организованными, а их цели — разнообразными. Все большее значение обретало научное изучение океанов, климата, флоры и фауны новых земель, составление детальных карт. Появились экспедиции, спонсируемые научными обществами и университетами.
Роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» стал символом прогресса и скорости передвижения в XIX веке. Напомним, что раньше кругосветка длилась минимум несколько лет. Хотя это и вымышленная история, она отражает дух времени и веру в возможности науки и техники.

Английский мореплаватель Джеймс Кук совершил три кругосветных плавания, внес огромный вклад в географию, картографию и этнографию. Его экспедиции тщательно планировались и финансировались британским Адмиралтейством. Официальная цель первой экспедиции — наблюдение за прохождением Венеры через солнечный диск с острова Таити. Однако у Кука было еще одно секретное задание: он должен был отыскать Южный материк (Terra Australis), который предположительно находился на другом краю Земли и установить там власть британской короны.
Во время экспедиций Кук открыл множество новых островов и земель в Тихом океане, исследовал побережья Австралии и Новой Зеландии, а также собрал ценные сведения о народах, населяющих эти регионы. Его именем названо свыше 20 географических объектов.

Первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стала важным событием в истории российского флота и науки. Экспедиция преследовала как научные, так и торговые цели — установление связей с Русской Америкой и другими регионами Тихого океана.
Помимо географических открытий были проведены исследования температуры воды в разных частях Мирового океана, ее солености, течений, приливов и отливов, что в дальнейшем легло в основу океанографии. Были составлены чукотский и айнский и первый русско-японский словарь объемом 5 тысяч слов. Путешествие стало важным событием в истории Российской империи, а труды Крузенштерна и Лисянского, изданные по итогам экспедиции, были вскоре переведены на все основные западноевропейские языки.

Путешествия становятся доступнее
XX век стал временем революционных изменений в транспорте и технологиях. Появление авиации и развитие морского транспорта, навигации, связи и медицины открыли путешествия, в том числе кругосветные, для более широкого круга людей. Наряду с научными исследованиями и туризмом, появились экспедиции, преследующие спортивные, экологические и гуманитарные цели.
Онисим Панкратов прославился тем, что совершил первое российское кругосветное путешествие на велосипеде Gritzner. Он начал свой путь в Харбине летом 1911 года, преодолел тысячи километров сибирского бездорожья на тяжело нагруженном багажом велосипеде и в ноябре достиг Петербурга. Добравшись до Берлина, он понял, что первоначально намеченный им прямой маршрут уже выполнен другими велосипедистами и воспользовался намеченным за 20 лет до того международным спортивным съездом в Берлине круговым маршрутом по Европе, напоминающим цифру «8».
Панкратов пересек Германию, Швейцарию, Альпы, Северную Италию, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию, снова вернулся в Турцию, потом Италию, Францию, Испанию и завершил свое путешествие в январе 1913 года, остановившись в Англии. Евротур, во время которого он несколько раз серьезно болел и даже был задержан по обвинению в шпионаже, занял год. На очереди был Новый Свет. Панкратов пересек на пароходе Атлантику и достиг Нью-Йорка, откуда за четыре месяца добрался до Сан-Франциско, затем до Японии, пересек Корею, Жёлтое море, и через Китай вернулся в Харбин, завершив кругосветное путешествие.
.jpg)
Сейчас кругосветные путешествия становятся еще более доступными и разнообразными, предлагая возможности для самых разных интересов и бюджетов. Самый простой способ — путешествие по воде. Современные яхты и парусники оснащены новейшими навигационными системами, средствами связи и обеспечения безопасности, что позволяет совершать кругосветные плавания даже в одиночку.
Евгений Гвоздев, простой советский моряк, сумел воплотить свою дерзкую мечту о кругосветных плаваниях, несмотря на скромные ресурсы. Окончив мореходку в Астрахани и долгое время работая судовым механиком, он готовился к приключениям. Гвоздев собственноручно построил яхту «Гетан». Название составлено из первых букв имен: Гвоздев Евгений, его супруга Татьяна, сын Александр и дочь Наталья. На «Гетане» он побывал во всех советских портах Каспийского моря.
В 1992 году Гвоздев принял новый вызов и на крошечной 5,5-метровой яхте «Лена» отправился в одиночное кругосветное плавание из Махачкалы. Через 4 года скитаний по волнам он триумфально вернулся домой, установив новый мировой рекорд! Сейчас «Лена» выставляется в Музее морского флота как символ несгибаемой воли человека.
Второе кругосветное путешествие Гвоздев совершил на еще более компактной яхте «Саид», которую собирал прямо на балконе своей квартиры. С финансированием плавания помог глава Махачкалы, в честь которого и назвали судно. Старт был дан в Новороссийске, дальше — Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное моря. Гвоздев, словно былинный герой, бросал вызов стихии! Он пересек Атлантику, побывал в Бразилии, Аргентине, обогнул Южную Америку, прошел сквозь штормовой Магелланов пролив, бескрайний Тихий океан, проплывал Таити, Самоа, Австралию. В 2003 году он замкнул второе кольцо вокруг Земли.
Казалось, сама судьба хранила этого отважного человека. Он умудрялся выходить сухим из воды даже в самых невероятных ситуациях. Однажды он даже попал в плен к сомалийским пиратам, но сумел спастись. Гвоздев стал настоящей легендой российского парусного спорта, символом того, что даже скромный пенсионер может воплотить свою мечту, обладая желанием и упорством.
Часы для путешествий
Духом приключений множество раз вдохновлялись и часовщики, яркий пример тому новые часы от Arnold & Son, вдохновленные эпохой великих географических открытий. Модель представлена в двух вариантах: Globetrotter 42 Steel Greenwich и Strand Blue Editions.
Arnold & Son Globetrotter 42 Steel доступны в двух версиях: «Strand Blue» и «Greenwich Green». Каждая модель выпущена ограниченным тиражом из 88 экземпляров.
.jpeg)
Модель «Strand Blue» названа в честь исторической улицы Strand в Лондоне, где когда-то находилась мастерская Джона Арнольда, а «Greenwich Green» — в честь зелёных холмов, окружающих Королевскую обсерваторию в Гринвиче.
Фирменный стальной арочный мост ручной работы остается определяющим элементом коллекции, элегантно разграничивая день и ночь на 24-часовом безеле. Рубин в его центре закрепляет купол северного полушария. Вращающийся купол, совершающий один оборот за 24 часа, отображает мировое время. Кольцо с названиями городов и 24-часовая шкала позволяют мгновенно определять время в любой точке мира.