Связь с традициями сквозь время — важная реликвия для многих семей.
Так хочется сохранить любимые предметы как можно дольше, особенно если их хочется передавать из поколения в поколение.
Как правильно ухаживать за старинными часами?
Часовые механизмы требуют чистки — это один из столпов, на которых держится их долговременная работа. Как же это делать правильно?
Как чистят часы
Чистка может проводиться двумя способами: машинным и ручным с применением щёток с бензином. Перед чисткой часы разбирают, чтобы получить доступ к механизму.
Циферблат
Циферблат с эмалью требует особой аккуратности, потому что его легко поцарапать. Выглядит это очень буднично и просто: его просто моют со специальным мылом под проточной водой и чистят щёткой. Протирают чистый циферблат папиросной бумагой — после того, как он высохнет, к нему лучше не прикасаться, особенно если это посеребренный циферблат.
Стрелки
Стрелки помещают в сосуд с бензином, который нельзя обновлять чаще одного раза в неделю. Максимальный уровень бензина не должен превышать полтора сантиметра.
Разборка и чистка механизма
Затем снимают часовое и минутное колеса и минутник и кладут их в бензин. Снимают балансовый мост и баланс с моста. С баланса снимают спираль и чистят баланс. Если баланс разрезной, его обод чистят кожаным кругом, посыпанным алмазным порошком. Баланс погружают в раствор цианистого калия и оставляют в нем на некоторое время. Раствор получают путем растворения куска цианида в теплой воде и хранят его в стеклянном сосуде с притертой крышкой.
Баланс тщательно промывают под водой и высушивают, продувая.
После этого, обмакнув щётку в мел, хорошо прочищают баланс и кладут в ящик с опилками и гашеной известью до полного высыхания.
Мост баланса и все его детали разбирают и вместе со спиралью кладут в бензин, после чего снимают мост вилки и вилку и также кладут их в бензин. Вилку оставляют в бензине только небольшое время. Палеты чистят с особой тщательностью, протирая каждый камень мягкой деревянной чурочкой до полного блеска.
Все детали, которые уже прошли очистку, во избежание попадания пыли хранят под стеклянным колпаком.
Никелированные детали принято чистить щёткой в направлении расположения штрихов отделки. Эти штрихи могут быть расположены по кругу: тогда и щётка будет двигаться круговыми вращениями.
Заостренной палочкой прочищают обе стороны в отверстии камня. После этого очищают мост от пыли и остатков древесины. Винты и другие мелкие детали вынимают из бензина хорошо чистят ещё мокрыми. Накладной камень тщательно чистят с обеих сторон бузиной. Все винты чистят щеткой.
Окончив чистку деталей, находившихся в бензине, продолжают разборку: крупные детали почистят щёткой с бензином и тоже поместят в бензин на время. Пружина не кладётся в бензин, к ней вообщ относятся осторожно — важно проследить, чтобы она не деформировалась при механическом воздействии.
Когда все детали почищены нужным образом, высушены и готовы к сборке, мастер приступает к сборке механизма и часов.
Перед сборкой важно ещё раз продуть все детали. Когда всё готово, начинают собирать часы с барабана. При сборке нужные детали смазывают маслом, чтобы механизм служил долго и исправно.