Блогеров с более чем десятью тысячами подписчиков в социальных сетях обязали передавать сведения о себе в Роскомнадзор. Точка невозврата - 1 ноября. Однако, превентивные меры к нарушителям - проверки, блокировки и штрафы - начнут применять только с нового года.
Идея давняя. Первоначально, правда, Роскомнадзор планировал «прошерстить» блогеров с ежедневной аудиторией свыше тысячи человек. И таким образом сделать самый разный, иногда весьма навязчивый и некомпетентный контент авторским. Однако, предложение не прошло. Инициаторам не удалось прояснить даже базовых идей – кто такие блогеры и что такое ежедневная аудитория.
«Вторая волна» пришла летом 2024 года. И вот уже Государственная дума приняла поправки к федеральным законам: №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», №126 «О связи» и №38 «О рекламе». В них идет речь о включении ресурсов активных в сети инфлюенсеров в перечень персональных страниц.
Законопроект устанавливает ответственность за владение ресурсами и активами в соцсетях. Теперь они такой же объект права и обязанностей, как личный автомобиль, который может быть средством передвижения, а может стать источником повышенной опасности. Теперь легче будет разбираться в спорах, связанных с деловой репутацией и нарушением исключительных прав на контент в социальных сетях.
Это о плюсах. Теперь о минусах. Законодатели так и не объяснили, что они имеют ввиду под «персональной страницей». В целом, это может быть страничка в любом сервисе, хоть «ВКонтакте», хоть в Telegram, хоть на Youtube. Но не исключено, что под «персональной страницей» подразумеваются все площадки в социальных сетях с аудиторией свыше 10 000 человек. Владельцы smm-площадок бизнеса и пабликов средств массовой информации рассчитывают, что к ним нововведение не относится – все же имеются ввиду страницы физических лиц.
Кроме того, нововведения обойдут стороной и запрещенные в России социальные сети. Во всяком случае, было бы странно регламентировать поведение владельцев страничек в Instagram, если эта сеть принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.
Если отсеять зерна от плевел, останется 15 площадок, которые с высокой долей вероятности подпадут под регулирование: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitch, Discord и Yappy.
Владельцам успешных страничек на этих площадках придется поделиться с регулятором данными, которые позволят идентифицировать автора. Правда, состав сведений и порядок предоставления информации пока не прояснен – тут остается ждать постановление правительства. Скорее всего, понадобятся имя, адрес электронной почты, ссылка на ресурс и другие «юридически значимые сведения».
В ответ владельцы социальных сетей получат право размещать на своих персональных страницах отметку о включении в реестр персональных страниц. Наверняка за основу возьмут требования, прописанные в статье 27 федерального закона «О средствах массовой информации». Статья обязывает указывать название, учредителей, фамилию и инициалы главного редактора, адрес электронной почты и номер телефона редакции. Если ввести поправки для интернет-площадок, то адрес можно заменить на реестровую запись или же порядковый номер из реестра персональных страниц.
Нарушителям запретят размещать «информацию, содержащую предложения о финансировании данного пользователя, а также сведения о возможных способах осуществления этого финансирования». То есть отключат донаты. И рекламу. А заодно к нарушителям могут быть отнесены и те, кто «всего-навсего» репостнул публикацию из паблика или канала, не вошедшего в реестр РКН. Как это будет на практике – скоро узнаем.