
В этой статье вспомним основной сюжет и обратимся к незначительным на первый взгляд деталям. Разберемся, какие часы носит главный герой и что выбор аксессуара говорит о его характере.
Внутренний и внешний
Тем, кому только предстоит посмотреть этот шедевр, напомним сюжет. Действие разворачивается в альтернативной Америке. Корпорация Lumon Industries предлагает своим сотрудникам процедуру «разделения» — операцию, разделяющую сознание на две независимые личности: рабочую («интра») и внешнюю («экстра»). При этом одна сторона разделенной личности ничего не помнит о другой. Сотрудникам, решившимся на процедуру, теперь не нужно тратить время и силы на работу — сознание переключается прямо в лифте офиса, «экстре» остается лишь наслаждаться беззаботной стороной жизни. Или не все так просто?
Главный герой Марк Скаут соглашается на процедуру «разделения» после смерти жены, надеясь, что это поможет ему справиться с утратой. Однако гнетущее чувство потери не оставляет его, и скоро он сталкивается со странными событиями и темными загадками корпорации. Интрига Lumon сохранится до самого конца.
В стерильном пространстве разделенного этажа проходит жизнь «интры» Марка. Он руководит отделом, но не может точно сказать, чем занимается его компания. Отдел «очистки макроданных» изо дня в день выполняет монотонную работу на компьютере с неясной целью и туманным результатом. «Наша работа загадочна и важна» — вот все, что он может сказать о своих обязанностях.
В самой первой серии Марк должен провести ритуал инициации новой сотрудницы разделенного этажа, бунтарки Хелли Р. Корпоративный рай кажется ей тюрьмой, но сбежать с работы не удается. Во многом благодаря ей расследование загадок Lumon начинается изнутри.
Цвета, линии и звуки
Сериал отлично снят. Это тот случай, когда изображение несет не только функциональную нагрузку, но и значимо символически. Операторская работа в сериале «Разделение» выполнена Джессикой Ли Ганье, он применяет нестандартные визуальные решения и выстраивает композицию кадров с особым вниманием к деталям.
Перед оператором стояла непростая задача: сделать идеальную картинку немного пугающей. Офис Lumon неестественно правильный — неестественно яркий зеленый, четыре рабочих стола в центре огромной залы, отсутствие окон, белые лабиринты коридоров — кажется, в этом пространстве нет место для живого человека. Съемки сверху в интерьерах офиса создают иллюзию всевидящего ока, символизируя абсолютный контроль руководства над подчиненными.
Переход между личностями персонажей изображается с помощью приёма dolly zoom: камера движется поступательно, одновременно изменяя фокусное расстояние объектива. Такой эффект создает ощущение внезапной смены восприятия, подчеркивая разрыв между двумя состояниями сознания.
Операторская работа построена таким образом, что зритель постепенно раскрывает пространство вместе с персонажами. Первую сцену, во многом напоминающую хоррор, зритель видит глазами Хэлли Р. Позже Марк получает от коллеги тайную карту этажа и на протяжении всего сюжета отдел микроданных исследует лабиринты Lumon, где находят много странного. Например, комнату с ягнятами.
Дизайнеры применяют особую стратегию работы с цветом: используют синтетические, неестественные оттенки и исключают контрасты. В интерьерах каждое помещение выполнено в монохромной гамме — чаще всего зеленой или темно-синей — с добавлением нейтральных цветов: белого, серого, иногда чёрного. Это создает эффект визуальной монотонности, который усиливает чувство однообразия, стерильности и системности.
В одежде героев по мере развития событий можно наблюдать изменения цветовой гаммы. Например, Хелли начинает с сине-зелёной гаммы, потом у неё появляется бежевая блузка, юбка и в какой-то момент она приходит в жёлтом платье. Часто в кадре противопоставляют красный и синий цвета. Это может быть бумага в разных упаковках, две рыбки в доме Марка, две машины на парковке, два дома. Всё это напоминает выбор между красной и синей таблеткой в «Матрице».
Bijouone
Конечно, особую роль играют и аксессуары героев. Образцовый офисный работник, «интра» Марка носит минималистичные часы Bijouone. На их циферблате нет ни логотипа, ни названия бренда, ни даже цифр — ничего личного и никаких опознавательных знаков. Строгий минимализм соответствует духу интерьеров Lumon.
Для этого есть причина, выходящая за рамки стандартной безликой, лишенной индивидуальности иерархии офисной жизни. Работникам запрещено передавать сообщения своим двойникам, в том числе цифры, и для того, чтобы никто не мог ослушаться, установлен детектор текста. Даже имя создателя могло бы его активировать.
Выбор часов можно трактовать философски. Жизнь сотрудников Lumon ограничена стенами офиса, они никогда не видели внешнего мира и ничего не знают, например, о деньгах, за выполнение квартального плана их награждают вафельным фуршетом. В их мире время — еще большая условность, чем в нашем. Они не знают отдыха, заканчивают и начинают свой день одинаково – в лифте, поэтому часы для Марка — не более чем декорация, им не нужны цифры. Личное время сотрудникам ни к чему.
Командирские часы «Восток»
Поскольку Severance — мир, разделённый на две части, Bijouone — лишь половина истории. Каждый раз, когда Марк заканчивает рабочий день, он меняет часы. «Экстра» Марка предпочитает Командирские «Восток» — большие военные часы советской эпохи с зеленым циферблатом, красной звездой и ярким ободком — полная противоположность японскому минимализму. «Командирские» часы выпускались Чистопольским часовым заводом «Восток» с 1965 года по заказу Министерства обороны СССР. Их вручали выдающимся военным в качестве награды. Яркий советский дизайн идеологически противопоставлен корпоративному миру, в котором живет «интра» Марка.
Часы отражают личность Марка и профессиональные интересы. До начала основных событий сериала и роковой аварии Марк работал преподавателем истории в университете, читал лекции о Первой мировой войне. Возможно, поэтому выбраны именно военные часы, с намеком на предысторию. Советский (или даже русский) флер здесь тоже не случаен, его можно связать со специализацией Джеммы, его жены. Она занимается русской литературой, подробно разбирает рассказ Толстого «Смерть Ивана Ильича». Выбор литературного материала здесь тоже не случаен, но рассказать о нем без без спойлеров невозможно. Таким образом, часы несут отпечатки личной историей Марка и значимы не только визуально.

Вот так, казалось бы, незначительная деталь костюма может оказаться ключевой для понимания характера персонажа и философии всего экранного мира.