Рынок услуг по продвижению сайтов последние годы стремительно рос, а после закрытия основных любимых многими компаниями социальных сетей, таких как Instagram*, стал востребован как никогда. Многие бизнесы потеряли свой основной канал общения с клиентами, а некоторые компании и вовсе продавали всю свою продукцию через социальную сеть, и сейчас у них не остается иного выбора, кроме как начать заходить в «настоящую электронную торговлю». То есть сделать полноценный сайт и начать его продвигать. Как не допустить распространенных ошибок в этой сфере?
По своему опыту могу сказать: когда вы только начинаете расти в этой сфере, и новые термины вроде «директ», «контекст», «органика» звучат для вас как нечто совершенно незнакомое, неминуемо становитесь лакомой жертвой непрофессионалов в сфере продвижения: людей, обещающих, что за скромные деньги они сделают из вас миллионера, а из вашего сайта с товарами «новый Ozon».
Вы удивитесь, если узнаете, какое количество агентств откровенно забирают деньги своих клиентов, или как нелогично спускаются бюджеты на абсолютно неэффективную, хоть и красивую рекламу. Моя личная теория: рынок таких «специалистов» живет, потому что в наше время даже самый талантливый коммерсант может не знать тонкостей работы с онлайн-рекламой в силу менталитета или отсутствия времени. Пока бизнес осознает, что вкладывает он больше, чем получает выручки, пройдут месяцы, а то и годы. «Специалисты» же, тем временем, будут вполне убедительно рассказывать ему про «долгосрочные инвестиции в бренд».
В конце концов нам удалось выработать свою стратегию подбора кадров на продвижение в интернете, и теперь мы знаем секрет, как определить таких неопытных (или нечестных на руку) профессионалов после первых 10 минут собеседования.
Ниже моя подборка 5 советов, как обнаружить таких на старте и завершить переговоры о возможном сотрудничестве, не теряя своего времени.
- Если к вам приходит, скажем, молодой человек, и без погружения в ваш бизнес, не зная ни маржинальность товара, ни структуру компании, без какого-то анализа отрасли утверждает, что сделает вам успешное продвижение, 99%, что этот человек непрофессионал. Фразы вроде «Не важно, что продавать, важно знать алгоритмы продвижения и маркетинг» должны стать вашей красной сиреной, что с этим агентством вам работать нельзя.
- Задайте вопрос: смогут ли вам выдать доступы к рекламным кабинетам? Если ответ «нет» — завершайте переговоры сразу. Если вам продолжат утверждать, что это невозможно, потому что «…в кабинете много других клиентов» или «…вы можете там что-то сломать», задайте вопрос: а почему нельзя сделать для нашей компании отдельный кабинет с доступом наблюдателя, а не редактора? В 99% случаев так делают агентства, которые или спускают ваши бюджеты на плохо настроенную рекламу, или просто забирают их себе.
- Посмотрите на договор и коммерческое предложение, которое вам прислали. Если они сделаны по шаблонам и не имеют детального погружения в ваш продукт, то, скорее всего, даже к первой вашей встрече никто и не готовился профессионально. Не ждите, что рвение познать тонкости вашего товара и клиента появятся позднее, когда вы уже оплатите счет.
- Если после подписания договора агентство обещает почти сразу запустить рекламу, это должно стать для вас еще одним звоночком. Запомните: нельзя запускать даже тестовую рекламу без изучения конъюнктуры рынка. Вас должны опрашивать и брифовать, буквально мучать вас с вопросами о структуре вашей компании, о ваших конкурентах, сами изучить рынок, сделать исследование, в идеале вообще провести в вашем офисе неделю, чтобы знать вас и ваш бизнес так же хорошо, как вы сами. Нет никаких шаблонных решений, и те, кто вам это обещает, как волшебную таблетку, по моему мнению, просто лгут.
- Если вам не готовы объяснять даже базовые вещи, если уходят от ответа с формулировкой «Это сложно, вам не стоит вникать», то либо ваш подрядчик специалист уровня Павла Дурова, либо он не хочет, чтобы вы стали разбираться в отчетах, содержащих реальные цифры и стратегии. А это значит, что в этих отчетах вполне может быть что-то не так. Нормальное агентство, наоборот, радуется таким запросам от клиентов и всегда готовы помочь и научить: такие клиенты начинают понимать с полуслова и сами подают идеи.
Кроме того, найдите время попросить список действующих клиентов подрядчика и соберите комментарии. Это поможет вам узнать о реальных результатах других клиентов, а также понять, кто, что называется, «руками собирал» успешные рекламные кампании. Если у вас есть доступ в Spark, посмотрите выручку и динамику агентства, с которым собираетесь подписаться. В конце концов, просто изучите сайт и прошлые проекты вашего будущего подрядчика.
Ну, и от себя: начинать первые шаги в интернет-торговле сложно, причем как профессионалам, так и новичкам. Не бойтесь задавать «глупых» вопросов, бойтесь, когда нанятые вами же специалисты вам не хотят на них отвечать.
*— 21 марта 2022 года решением суда компания Meta (Facebook, Instagram) была признана экстремистской