Когда все задуманное исполнилось, мечтать становится все тяжелее. Впрочем, если это случилось в Италии, выход есть! Нужно добраться до озера Лаго-Маджоре, сесть на паром и отправиться на один из Борромейских островов – на Изола-Белла, чтобы попасть во дворец Борромео.
Величественный дворец в стиле барокко и прилегающий парк занимают всю территорию небольшого, скроенного в форме корабля, острова. Когда-то здесь «квартировалась» рыбацкая деревушка. Но в 1632 году Карло III из влиятельного дома Борромео решил облагородить местечко и начал строительство палаццо, которое он посвятил жене Изабелле Д'Адда.
Подряд на создание «нетленки» получил миланец Анджело Кривелли. Однако, ни заказчик, ни исполнитель не дожили до «пуско-наладочных работ». То чума, то войны – великих мужей вечно что-то отвлекало от строительства. Остров перешел к сыновьям Карло, кардиналу Гиберто III и Виталиано VI, а проект создания безупречного дворца - к миланскому архитектору Карло Фонтана. Это он превратил виллу в площадку для великосветских вечеринок для знати Европы.
На рубеже XVIII и XIX веков здесь, в уединенной резиденции с театром, бывали Автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдвард Гиббон, Каролина Брауншвейгская, принцесса Уэльская и даже сам Наполеон с женой Жозефиной де Богарне.
Дворцовый антураж
Примечательно здесь абсолютно все. Даже гроты, украшенные ракушками. Сам дворец, конечно, пестрит великими картинами и скульптурами, заставлен уникальной мебелью, а интерьеры его объединяют барокко и классицизм. Здесь выставлена часть знаменитой коллекции кукол и марионеток. Отдельный зал отдан коллекции гобеленов. Еще один - картинам Джордано и Бернардино Луини.
А террасный итальянский сад в стиле барокко! Небольшая платформа с десятком террас потом долго не выходит из памяти. Две верхние террасы включают в себя большие арки, от которых в разных направлениях расходятся дорожки. И всюду уникальные экзотические растения, апельсиновые и лимонные деревья. Тут и там встречаются скульптуры, выполненные Карло Симонетта. Венчает уличную экспозицию на высоте 34 метра скульптура единорога - символа семьи Борромео.
Аристократическая семья
До конца XIV века семья Борромео носила фамилию Виталиани. Сами представители семьи уверяют, что их семейное древо начинается аж с христианской мученицы Иустины Падуанской. Святая во время гонений императора Диоклетиана на христиан в 303 году была убита за веру. Исторически подтвержденная линия семьи ведет из Падуи, откуда их изгнали в 1370 году.
В 1406 году Виталиано Виталиани усыновил дядя по матери Джованни Борромео. Виталиано обязался взять фамилию Борромео и славить ее. И слово свое сдержало. Он стал основателем целого миланского банковского клана и вошел в историю как Виталиано I. Он развил банковскую сеть дяди, которая поначалу ограничивалась Венецией, Миланом, Римом, Брюгге и Лондоной. Уже в 1416 году наследник открыл два новых филиала— в Бургосе и в Барселоне. А спустя еще пару лет на стал казначеем Миланского герцогства.
К 30-м годам XV века Виталиано Борромео уже владел шикарным дворцом в Пескьера-Борромео. А спустя десятилетие Корона одарила его многочисленными землями, включая Арону на озере Лаго-Маджоре, и титулом графа. Семье постепенно отошел целый регион. В XVI веке представители фамилии смогли оставить банковское дело – с этого времени они жили аристократами на своей вотчине. Среди известных представителей этого семейства можно вспомнить святого Карло Борромео и кардинала Федерико Борромео. В нескольких их замках, в том числе и на острове Изола-Белла проходят фестивали классической музыки. А однажды, в апреле 1935 года, здесь даже прошла встреча лидеров Италии, Франции и Великобритании, вошедшая в историю как Стрезская конференция.
Геральдика и жизнь
Герб фамилии рассказывает об истории семьи и ее принципах лучше толстой книги. Скажем, один из самых старых символов семьи, введённый Виталиано I в память о своём дяде по матери Джованни Борромео - лежащий верблюд, на спине которого помещён древняя корона. Все это вместе означает терпение и преданность. Элементы конской упряжи заверяет, что мягкая сила может остановить грубое насилие. И это не голословное утверждение, а отсылка к памяти о военной силе, продемонстрированной Джованни Борромео в 1487 году. Это он остановил швейцарцев в битве при Креволе.
Наконец, единорог повествует о политической мощи семьи. Тут вам и отсветы большого влияния Виталиано I, которое признавал Филиппо Мария Висконти, а напоминание о самостийности - единорог частенько поворачивался против змеи, этого геральдического символа семьи Висконти.
А девиз «Humilitas» подчеркивает благочестивость и религиозность семьи, верной идеям Контрреформации и папам.